300 лет строительства Санкт-Петербурга



год 1799


Самое известное в России строение из земли
или Приоратский (Земляной) дворец в Гатчине


   Написав об одареннейшем человеке - Николае Львове, мы не могли не рассказать о его практически последнем архитектурном творении - Приоратском дворце в Гатчине.

Звезда ордена Иоанна Иерусалимского
               (Мальтийского ордена)    Название дворца, восходящее к старинному монастырскому и рыцарскому должностному чину, связано с принятием императором Павлом I в 1798 году титула главы - гроссмейстера, или Великого Магистра, духовного рыцарского ордена Иоанна Иерусалимского (еще в 1797 году он утвердил в России "великое приорство" ордена Мальтийских рыцарей).

   После занятия острова Мальты войсками революционной Франции резиденция ордена была перенесена в Петербург.

   Павел пожелал, чтобы в его любимой загородной резиденции Гатчине появился дворец для, находившегося в эмиграции, принца Конде - приора рыцарского ордена.

   Проектирование поручили Н. А. Львову. Он подготовил проект небольшого дворца, который стилистически ассоциировался со старинными швейцарскими замками (но никоим образом не копировал их!).

   Разумеется, архитектор обращался не к самому Павлу. При строительстве ему приходилось иметь дело с фаворитом царя - генерал-прокурором П. Х. Обольяниновым, грубым, малообразованным, бесталанным, да к тому же еще и завистливым служакой, штатским двойником Аракчеева. Когда пришла пора выбора места под приорат, Обольянинов спросил, где Львов думает его построить, но на указанном месте строить не разрешил. Другое место, предложенное архитектором, он тоже отклонил. "Тогда укажите сами", - сдерживаясь, сказал Львов. Обольянинов показал на болото возле Черного озера - самое бросовое место. "Хорошо, - невозмутимо ответил Львов, - я построю дворец и там, но это будет стоить государю намного дороже..."

   Пришлось прокопать рвы и канавы, осушить болото. На образовавшемся из вынутой земли пригорке и был возведен Приоратский дворец.

   Дворец состоит из основного корпуса и скомпонованной с ним башни, как бы вырастающей из общего массива. Благодаря разновысотности примыкающих друг к другу четырех объемов создается своего рода ритмическая игра, которую подчеркивают вертикали дымовых труб, шпиля и высокие с крутыми скатами кровли.

   Но это не приводит к дробности, разнобою. Вся композиция отмечена исключительной цельностью и единством, необходимостью каждой части и детали. Компактность дворца и его архитектурного и природного окружения создает иллюзию, что он находится на островке, это давало образную перекличку с островом Мальта - оплотом рыцарского ордена.

   Главный, западный, фасад дворца обращен к Черному озеру; он монолитно соединен с подпорной стеной из пудостского камня, развернутой на 327 метров и акцентированной по краям рустами. Отрезок подпорной стены, совпадающий с фасадом, укреплен четырьмя контрфорсами, которые конструктивно усиливают прочность сооружения и одновременно придают ему черты фортификационного строения. Над левой частью подпорной стены возвышается двухэтажный объем с высокой четырехскатной мансардной кровлей. В каждом этаже его по три окна. Им соответствуют три окна мансарды. На простенке между вторым и третьим окнами второго этажа был прикреплен большой черный металлический герб Российской державы - двуглавый орел, грудь которого украшал белый Мальтийский крест. Этим знаком в равной мере отмечалось назначение здания и представительность лицевого фасада.

   К двухэтажному объему примыкает одноэтажный, с одним окном и отдельной кровлей. Рядом с ним, несколько в глубине, расположен третий объем, тоже одноэтажный, составляющий восточную часть здания. В углу между этими одноэтажными частями помещен навес главного входа, который поддерживается низкой большого диаметра колонной дорического ордера с плинтом и капителью из пудостского камня. В объемно-пространственную композицию главного фасада включена высокая кровля четвертого объема здания, обращенного в северную сторону. Над всем строением вознесена каменная пятиярусная восьмигранная башня, завершенная коническим шпилем, шаром и флюгером. Стройность башни подчеркнута рельефными поясами кладки, выявляющими восьмигранник каждого яруса, и удлиненными прямоугольными проемами окон на гранях венчающего яруса. Поднятая на высоту почти тридцати одного метра башня придает объему и силуэту дворца особую выразительность.

   Богатый по пластике главный фасад рельефно выступает на фоне окружающих деревьев и зеркально отражается в глади озера.

   Примечательно, что дворец не только зрительно, но и функционально связан с Черным озером: в подпорной стене сделан проем - вход на маленькую пристань.

   Восточный фасад обращен ко двору и воротам. Он трактован как сочетание двух объемов - двухэтажного на пять прямоугольных оконных проемов и одноэтажного. Они завершаются высокими кровлями, большей и меньшей длины по коньку, что отражает разновеликость двух связанных между собой объемов здания и разбивает монотонность гладкого фасада.

   Одноэтажный объем, который является восточной частью дворцового здания, весьма своеобразен. Он решен как пятигранник, в котором лицевую сторону образуют три более узкие грани, а боковые - более удлиненные. Каждая сторона прорезана высокими, почти во всю высоту стены, оконными проемами со стрельчатыми завершениями, подчеркнутыми рельефным сандриком аналогичного рисунка. Это придало восточной части дворца отдаленное сходство с готической капеллой и определило ее название - Капелла, хотя здесь никогда церковная служба не велась.

   Северный фасад дворца смыкается в одну линию с оградой и возвышается над подпорной стеной двумя этажами с четырьмя окнами в каждом. Он завершен карнизом с модульонами, который идет по периметру всего здания, являясь архитектурно-декоративным элементом всех фасадов. Скат кровли северного фасада оживлен тремя мансардными окнами. В отличие от главного фаcада одно из них выделено из общего ряда во второй ярус. Такое нарушение симметрии привносит оживление в подчеркнуто рациональную трактовку облика здания.

   Северный фасад, словно вырастающий из озера, решенный единым блоком, по-своему оригинален. В этом кроется одна из тайн привлекательности облика Приората, в котором нет повторов и каждая точка обзора рождает ощущение новизны восприятия.

   В силуэт здания особую ноту вносят завершения кровли - пять золоченых шаров на концах коньков и девять дымников с флюгерами над печными трубами. Этот аккорд шаров и флюгеров завершается как бы плывущим в облаках шаром и флюгером башни.

Позолоченный шар на крыше   Интерьеры Приоратского дворца логично вписаны в его объемы. В первом этаже находится шесть помещений. Четыре из них имели парадное назначение. Главный интерьер - так называемая "шестиугольная" (она совпадала с одноэтажным объемом западной части здания) и два одинаковых квадратных помещения - "комнаты напротив шестиугольной", с шестью окнами, и "комната угловая", с пятью окнами. На втором этаже, куда вела каменная в двадцать четыре ступени лестница, было также шесть комнат, из них две - парадные. Они точно соответствуют по размерам и планировке интерьерам, находящимся под ними. Повторялись даже наименования. Высота комнат в обоих этажах практически одинаковая - в среднем 3 метра 75 сантиметров. Достаточная высота и площадь в сочетании с большой освещенностью придают дворцовым интерьерам подчеркнутую соразмерность и уют. При всей сдержанности решения внутренних помещений Приората в них была и определенная представительность: декорированные искусственным мрамором стены, оконные коробки и откосы с различной расколеровкой. В трех помещениях потолки имели столярную декоративную обработку в виде кессонов различной геометрической конфигурации - квадраты, треугольники, прямоугольники. Каждый кессон заполнялся резной розеткой с шаром, который в документах называется "репей". Декоративность потолков усиливалась цветом (разным в каждом интерьере) и позолотой рельефных деталей.

   Из второго этажа можно было подняться на чердак и оттуда по особой лестнице выйти на открытую галерею с балюстрадами, ведущую в башню.

   Особый интерес являла собой сложенная из парицкого камня башня. В восьмигранный объем высотой до крыши семнадцать метров, со стенами толщиной более семидесяти сантиметров вписана винтовая лестница, состоящая из восьмидесяти восьми ступеней. По ней поднимались на пятый ярус, откуда из окон открывалась панорама Приоратского и Дворцового парков.

   Площадка, на которой возвышается Приоратский дворец, с трех сторон была охвачена оградой, которая защищала небольшой двор перед западным и южным фасадами. Массив стены укреплен ритмично расставленными контрфорсами. На южной стороне ограды находятся ворота. Они фланкируются двумя высокими пилонами - сторожками. Сторожки завершаются профилированным карнизом и полуциркульными стрельчатыми фронтонами, вторящими очертанию перекрытия. Углы сторожек выявлены рустами. Даже малым архитектурным формам Н.А. Львов стремился придать монументальность. Каждая сторожка со стороны двора имела дверь, одно из двух окон находилось на лицевом фасаде, второе было обращено к воротному проезду, что позволяло одновременно наблюдать за приближающимися ко дворцу.

   В юго-восточном углу ограды Приората находится небольшое здание, частично заглубленное в земляной склон. Разновысотность двухскатных кровель выявляет, что оно состоит из двух объемов. Действительно, имеющее общие стены и вход, строение состоит из двух помещений - кухни и служб. Как во многих загородных павильонах, пища готовилась в отдельно стоящих зданиях, а разогревалась непосредственно перед подачей в кухне на первом этаже Приората. Зодческая одаренность Львова проявилась и в этой сугубо утилитарной постройке. Ее габариты рассчитаны таким образом, что она усиливает впечатление масштабности дворца.

Красная кровля дворца   В колористическом решении дворца и его окружения преобладает белый цвет стен и красный - кровель. Но к моменту его постройки цветовая палитра была значительно богаче. Сверкали позолотой шары и флюгеры на крышах, яркой окраске кровель отвечала черепица поверх ограды. Деревянные, выкрашенные охрой ворота были созвучны алому и черному цвету сорока одного столба, врытого вдоль ограды. Дорожка из красного толченогo кирпича огибала дворцовое здание, еще более оттеняя белизну стен, желтовато-красноватый тон парицкого камня башни и серебристость пудостского камня. Возможно, что такое цветовое решение Львову подсказали красные и белые плащи, черные сутаны и кресты рыцарей и монахов Мальтийского ордена. Во всяком случае, такое колористическое сочетание придавало ансамблю мажорность и выделяло его в пейзажном окружении.

   Приоратский дворец имеет еще одно название - Земляной дворец. Это второе его наименование раскрывает не менее примечательную, чем художественно-архитектурная, строительно-инженерную особенность здания. Дело в том, что дворец, стена и кухня построены Н.А. Львовым с применением "землебита" - прессованной и просушенной земли. Сторожки у ворот дворцаОграда и сторожки у ворот построены из землебитного кирпича, размером 15х30 см. Причём стены ограды сложены, как обычно на извести.

   Это не было следствием прихоти заказчика или капризом архитектора. Львов стал одним из наиболее активных и последовательных проповедников земляного строительства, внедряя его самым широким образом в строительство и готовя для этой цели специальные кадры (школа обучения крестьян землебитному строительству была организована в районе деревни Тярлево под городом Павловск в пригороде Санкт-Петербурга). Самым лучшим способом доказать прочность этого строительного материала и убедить в его достоинстве было выполнение "высочайшего заказа" в царской резиденции. Сначала в 1797 году вблизи Павловска по проекту Львова строят землебитную "хижину" для фаворитки Павла I фрейлины Е.И. Нелидовой. Затем в Гатчине проводится публичный опыт. По указанию архитектора за несколько дней возвели землебитную стену. Придворные дамы пытались продырявить ее зонтиками, а офицеры разрушить палашами. Стена выдержала натиск, и Львов получил возможность без дальнейших задержек выполнить свой смелый замысел.

    Летом 1798 года за баснословно короткий срок - три месяца (с 15 июня по 12 сентября), было возведено здание дворца.

   15 января 1799 года Гатчинское городовое правление приняло законченный дворец, а летом его полностью меблировали.

   Несмотря на обилие документов, только непосредственное изучение Приоратского дворца в связи с подготовкой реставрации позволило точно исследовать его конструкции и соотношение примененных материалов, главный из которых - землебит.

   Н.А. Львов подобрал такой состав грунтомассы, что по прочности она по сей день соперничает с железобетоном. Объемный состав этой грунтомассы следующий: гравий крупностью от 3 до 7 мм - 4%; песок - 58%; пыль (мелкая земля) - 20%; глина - 18%. Органические примеси не добавлялись. Прочность землебита у Львова через 20-30 лет после возведения здания составила 10-12 МПа, хотя цемент в состав грунтомассы не вводился.

   Фундамент дворца сложен из известкового камня на известковом растворе на глубину около двух метров. Над ним идет каменный цоколь, образующий пояс до начала оконных проемов. Сверху проложен слой глины, смешанной с соломой, который служит до сих пор отличной гидроизоляцией.

   Выше идут стены, которые изготовлялись методом набивки: земля насыпалась в передвижную опалубку слоем не более 16 сантиметров, а затем прессовалась трамбовками, уменьшаясь в объеме в два раза (по другим сведениям - до толщины 5-6 см). Этот уплотненный слой покрывался известью и прослойкой измельченного кирпича толщиной до 6 мм и превращался в основание следующего слоя. Так поднимались стены до высоты двух этажей (около 8,5 м). Толщина стен на уровне подоконника 1-го этажа - 78 см, на уровне подоконника 2-го этажа - 62 см.

   Чтобы обеспечить большую прочность и плотность связи землебитных частей и каменной башни, была запроектирована внутренняя кирпичная стена с декоративными нишами. Кроме того, по всему периметру здания на уровне перекрытий проложен пояс из кирпичной щебенки, а над ним - дощатая обвязка. Опорные концы балок подкреплены кирпичными вставками. Все эти и ряд других кирпичных и деревянных конструктивных элементов стали прочным каркасом для землебитных стен и обеспечили их необычайную выносливость.

   "Все строение, - писал Львов, - сделано из чистой земли, без всякой примеси и без всякой другой связи, кроме полов и потолка, особым образом для того устроенных... Главный корпус, сверх фундамента, построен весь из земли, набитой в переносные станки, ни снутри, ни снаружи (кроме окон) не оштукатурен, а затерт только по земле скипидарною водою".

   Наверное, в назидание сомневающимся Львов не стал штукатурить стены дворца. Так они простояли до 1887 года, и лишь тогда их оштукатурили. Штукатурка произведена по дранке, прибитой к земляным стенам большими коваными гвоздями.

   Следует отметить конструктивные особенности подпорной стены. В ее основание горизонтально положены бревна диаметром 27 сантиметров, пропитанные особой каменноугольной смолой, изобретенной Львовым. Над бревнами идет ряд нещадных плит. На плитном слое сложены из блоков известнякового камня две стены - вертикальная задняя и наклонная передняя. Между ними засыпана забутовка - камень и известь. Поверх подпорной стены устроен изоляционный слой из глины, смешанной с соломой.

   Приоратский дворец не стал летней резиденцией принца Конде - приора Мальтийского ордена. Долгие годы он служил обычным запасным гостевым дворцом, которым почти не пользовались, но тщательно сохраняли. В 1880-х годах для размещения в нем на летнее время придворных певчих дворец был реставрирован и частично реконструирован. После 1917 года Приорат использовался в основном как дом отдыха, как районный краеведческий музей.

   Время пощадило дворец, и в немалой степени этому способствовал выбор материала, который с возрастом становится прочнее. В дни Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои. От снарядов и авиабомб рушились даже массивные каменные постройки, а землебитный дворец выстоял, но оккупанты нанесли ему существенный ущерб. Проведенные в спешке консервационно-восстановительные работы не принесли долговременных результатов, и здание пришло в упадок. Сегодня работы ведут специалисты-реставраторы.

   Н.А. Львов в свое время писал: "Земляное битое строение, как для удобности в постройке, так и для прочности своей, требует почти особого рода архитектуры, хотя простой, но в простоте своей довольно красивой и прочной". Слова зодчего полностью соответствуют истине: Приоратский дворец, образец высокой простоты и подлинной красоты, несмотря на непритязательность материала, выстоял и ждет часа своего возрождения.

   P.S.:   У архитектора Н.А. Львова были и другие, менее знаменитые, постройки из земли. Например, известны строения, а это два здания (одно двухэтажное, другое одноэтажное), в бывшей Симоновой слободе, которые в 30-х годах XX века были еще обитаемы. Эти здания были позже разрушены при строительстве цехов Московского завода малолитражных автомобилей.

 

23.01.2002.

Николай Егоров

Председатель Правления НП "Петербургский Строительный Клуб"

(812) 107-0364 (812) 301-7928   karela@osis.ru www.club.osis.ru


Одной строкой:

"...Хоть взят он от земли и в землю он войдет,

    Но в зданьях земляных он вечно проживет"

                                                    (Г. Державин)

 


Использованные материалы:

1. Д.А. Кючарианц, А.Г. Раскин "Гатчина. Художественные памятники", Санкт-Петербург, 2001 г., Лениздат.

2. Сайт "Русские качели".

3. Андрей Островский "Архитекторы Петербурга. Три этюда", (Белые ночи, выпуск. 6, составитель И.И. Слобожан), Лениздат, 1980 г.

4. Две фотографии с сайта - 

5. Страница о Приорате


Наша благодарность:


Где еще посмотреть?

1. Наша статья об архитекторе Николае Львове.

2. Страница о Приорате

3. Фотогалерея Львов Н.А.

4. Научная конференция, посвященная 250-летию со дня рождения Н. А. Львова (Санкт-Петербург, 8-11 октября 2003 г.)

5. Список литературы, посвященной творчеству Н. А. Львова.


Управляющая строительная компания "Карела" НП "Петербургский Строительный Клуб" Сервер "Стройплощадка-Петербург" То место, где Вы сейчас находитесь

Редактор - Егоров Н.   Copyright © НП"Петербургский Строительный Клуб" 2001-2008 гг. 24 ноября 2008 г.
Использование текстовых материалов с сервера возможно только с письменного разрешения Редактора