300 лет строительства Санкт-Петербурга



год 1842


СОБОР ВО ИМЯ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
(полковая церковь лейб-гвардии Семеновского полка)


Литография Ж. Жакотте, 1850-е годы

   Семеновский и Егерский полки еще занимали в 1830-х годах обширный участок вдоль Загородного проспекта и к югу от негo до Обводного канала. В названии проспекта - напоминание о городе XVIII века, границей которого была Фонтанка. Застройка здесь только начинала формироваться. Громадный Семеновский плац от Загородного проспекта отделяли каменные корпуса казарм, сохранившиеся поныне; у пересечения Введенского канала (засыпанного в 1967 году) с проспектом стояла старая деревянная полковая церковь. С северной стороны проспекта находился госпиталь.
   За Введенским каналом располагались казармы Егерского полка и малоэтажная обывательская застройка с садами и oгoродами вдоль улиц, перпендикулярных проспекту. За Обводным каналом к югу тянулись огороды.
   К концу 1830-х годов этот участок города преобразился. Вдоль Введенского канала легла Царскосельская железная дорога; в 1837 году на проспекте появился первый в столице вокзал, спроектированный архитектором К.А. Тоном. Перед вокзалом образовалась оживленная площадь. В том же году на площади (на территории нынешнего сада, примерно напротив станции метро "Пушкинская") была заложена Церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы - также по проекту Тона.  Это была церковь старейшего в русской армии, прославленного лейб-гвардии Семеновского полка, основанного Петром I в 1683 г. и особо отличившегося в ходе Отечественной войны, в частности - в сражении при Кульме (1813).
Фасад собора со стороны Загородного проспекта. Справа - дом Мусиных-Пушкиных. 1910-е гг., фотогр. К. Булла.   Праздник Введения во храм Богородицы и Приснодевы Марии 21 ноября (4 декабря н. ст.), во имя которого строился храм, является одним из главных Богородичных праздников и был днем Семеновского полка.
   Спроектированная в 1834 году (проект датирован 1836 годом), церковь Введения была открыта в 1842 году. Это был белый с позолоченными куполами храм, квадратный в плане, со слегка выступающими ризалитами в центре каждого фасада, в которых помещались сени, подсобные помещения, лестницы на хоры, а с востока - алтарь. Широкие, во всю ширину ризалитов, наружные лестницы вели к площади. Просторное подкупольное пространство освещалось шестнадцатью окнами граненого барабана большой главы; на углах здания располагались малые главы-колокольни. Формы и детали храма - луковичные купола, килевидные (с заострением в вершине) закомары, полуколонны на консолях, украшающие барабаны, узорные обрамления порталов - типичны для древнерусской архитектуры. Строгость геометрической формы основного объема, крытого четырехскатной кровлей, и четкость горизонтальных и вертикальных членений сближают эту церковь с храмами конца XVI века, когда эта четкость пришла на смену более мягкой пластике архитектуры предшествующих веков, и, одновременно, вносят в его облик классицистические ноты. Вынос знамени из собора во время парада лейб-гвардии Семеновского полка. До 1907 г., фотограф неизвестен.Формы храма были просты и крупны, что вместе со скупым крупномасштабным декором сообщало ему монументальность. Впоследствии П. Н. Петров назвал эту церковь "полным представлением того основного характера новейших церквей, который совершенно справедливо и для всех понятно называют именем изобретателя"- Константина Тона. С точки зрения стиля Тон положил начало русско-византийскому стилю в русской архитектуре, хотя в самой Введенской церкви еще сохранялись черты классицизма.
   Здесь Тон демонстрирует и свое инженерное искусство. Расположив опоры по диагоналям подкупольного квадрата и связав их со стенами, Тон сумел тем самым усилить пространственную жесткость сооружения, соответственно уменьшить сечение опор, сделать интерьер просторнее и привести таким образом архитектурную композицию к лучшему согласованию с конструктивной системой.
   Журнал "Библиотека для чтения" писал: "Там, где бьют обыкновенно сваи, строя леса для больших сводов,- в работе Тона весь груз прогонов, помещенных на них подставок, кружал и самой массы шестисаженного свода держали двенадцать шпренгелей, не толще 6 вершков. Это - смело, самонадеянно,- замечает автор очерка,- но здесь самонадеянность действовала смело, с убеждением в верности успеха. Я не говорю об особенном устройстве боковых сводов, раскосов, колец, кружал, в которых всегда так изобретателен, так находчив и нов Тон".
   Церковь Введения стала важной архитектурной доминантой этой части города, перекликаясь с вертикалью колокольни Владимирской церкви, расположенной в начале Загородного проспекта.
Сквер на месте разобранного собора Введения во Храм Пресвятой Богородицы. 1937 г., фотограф неизвестен.   Иконы в храме были исполнены видными художниками - В.К. Шебуевым, Т.А. Неффом, А.К. Виги и другими. Особую ценность представляли старинные иконы Спаса Нерукотворного и Знамения Божией Матери из походной церкви Петра I., находившиеся с ним во время Полтавского сражения.
   Введенский храм, так же как и Софийский собор в Царском Селе, был прообразом храма Христа Спасителя в Москве.

    В храме находились боевые знамена Семеновского полка, реликвии, связанные с его историей. На стенах были укреплены памятные доски с именами офицеров полка, павших в боях. В подвальном этаже храма была устроена церковь-усыпальница св. Иакова. В ней был похоронен герой Отечественной войны 1812 года, министр Императорского двора, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Петр Михайлович Волконский (1776-1852), под наблюдением которого строился Введенский собор. Позднее здесь же похоронили двух командиров Семеновского полка: графа Владимира Петровича Клейнмихеля (1839-1882) и Георгия Александровича Мина (1874-1906), убитого в Москве террористкой, двадцать шесть офицеров полка, погибших в Первую мировую войну, трех рядовых "семеновцев".
   Несмотря на то, что Введенский собор числился под охраной государства, как памятник архитектуры, в 1933 г. здание было снесено, и на его месте устроен сквер. Сейчас на месте часовни собора построено здание ресторана "Макдоналдс".
 Памятный знак на месте утраченного Собора Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка. (Дата съемки-26.05.2003)  По инициативе общественного объединения ветеранов войны и ТУ Адмиралтейского административного района, в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 05 мая 1998 года №390-р "Об установлении памятных знаков на месте утраченных культовых сооружений", было принято решение на месте уничтоженного храма установить памятный знак.
   1 июня 2003 г. состоялось его торжественное открытие в Введенском сквере на Загородном проспекте.
   Проект памятного знака разработал авторский коллектив в составе: архитекторы – Н.Н.Соколов, С.Л.Михайлов, И.В.Вержбицкая; скульптор – А.Г.Дема.
    Памятный знак представляет собой композицию, состоящую из двух элементов: основы в виде колонны и базовой части, в плане – восьмигранник. Выполненная из единого блока колонна серого полированного гранита имеет высоту 6,3 м, увенчана металлическим позолоченным крестом. Высота всего сооружения – 11,7 метров. В основании колонны – блок с усеченными угловыми элементами. На фасадных проекциях блока расположены четыре картуша. По главному фасаду на картуше изображена геральдическая композиция, символизирующая атрибутику Лейб-гвардии Семеновского полка и символика воинской Славы. На противоположном по оси картуше изображен Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. На двух других картушах – аннотация о месторасположении, где стоял Собор и текст, посвященный воинам Лейб-гвардии Семеновского полка. Работы по изготовлению и установке памятного знака выполнило ООО "Возрождение".

12.08.2003.

Николай Егоров

Председатель Правления НП "Петербургский Строительный Клуб"

(812) 107-0364 (812) 301-7928   karela@osis.ru www.club.osis.ru


Одной строкой:

 Храмам, возведенным К.А. Тоном, страшно не повезло. В Петербурге уцелело единственное культовое здание - Церковь Преображения на Аптекарском острове, но сильно искаженное перестройками и лишенное венчания.


Использованные
материалы:

1. Центрального Государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

2. Т.А. Славина "Константин Тон" (Серия "Зодчие нашего города"), Ленинград, Лениздат, 1982 г.

3. А.П. Павлов "Храмы Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, 2001, "Лениздат".

4.В.Г. Исаченко "Зодчие Санкт-Петербурга XIX - XX века", Санкт-Петербург, 1998, "Лениздат".

5.

6.


Наша благодарность:

1. Центральному Государственному архиву кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

2. Создателям страницы

3. Создателям страницы


Где еще посмотреть?

 

1. Разрушенные Храмы Санкт-Петербурга.

2. Ваш гид по ПРАВОСЛАВНОМУ Петербургу

3.

4.


Управляющая строительная компания "Карела" НП "Петербургский Строительный Клуб" Сервер "Стройплощадка-Петербург" То место, где Вы сейчас находитесь

Редактор - Егоров Н.   Copyright © НП"Петербургский Строительный Клуб" 2001-2008 гг. 24 ноября 2008 г.
Использование текстовых материалов с сервера возможно только с письменного разрешения Редактора